Kerimov
Рождение нового издания подтолкнуло меня к размышлениям общетеоретического порядка относительно юридической науки и юридического образования.

Познание и знание науки о праве предполагают понимание роли науки вообще в жизни людей, общества и государства, её интеллектуальной мощи в преобразовании материального и духовного мира самого человека.

Наука — это неисчерпаемый, вечно пополняемый клад истин, гуманное использование которого обеспечивает развитие и совершенствование общества и личности. Она бессмертна, переживает пороги тысячелетий, решая ту или иную задачу, выдвигает бесконечное множество новых проблем. Она — не «законченная книга», а постоянное движение, неустанный поиск, постижение всё новых и новых истин. Для науки не существует усталости, передышки, отдыха, она «вечный двигатель» разума, творческого мышления, дерзновенной мысли, проникающих в глубинные пласты бытия.

Наука придаёт потускневшему блеск, сомнительному — достоверность, скрытому —ясность, заменяет старое новым.

Наука интернациональна, для неё не существует государственных границ, она объединяет всех учёных мира в единстве устремлений, творческого сотрудничества для достижения идеалов человеческого общежития.

Наука — сфера торжества разума, вдохновенное созидание, бескорыстное служение человечеству, она распахнула свои двери для всех и каждого, любой может ею заниматься, и всем и каждому она благодарна за участие в её грядущем.

Отмеченные и многие другие достоинства науки с древнейших времён вызывали у людей и продолжают вызывать по сей день восхищение, изумление, преклонение перед её величием.

В созвездии наук достойное место занимает юридическая наука, призванная способствовать рациональной организации, упорядоченности и урегулированности общественной жизнедеятельности. Провозглашая справедливость, свободу и равноправие, она вместе с тем освещает пути их достижения, обеспечения защиты от любых посягательств. И в этом её высокое предназначение, величайший гуманизм и благородство.

Овладеть этой сферой научного знания, понять её суть, целостность и системность, научиться самостоятельно разбираться в её сложностях, тонкостях, нюансах, умело использовать её достижения в теоретической и практической деятельности — основная миссия юридического образования.

Д.А. Керимов и Г.Кельзен
Д.А. Керимов и основатель правового позитивизма
Ганс Кельзен (Hans Kelsen)
Д.А. Керимов и Р.Паунд
Д.А. Керимов и основатель американской социологии
права Роско Паунд (Roscoe Pound)
Д.А. Керимов и Н. Винер
Д.А. Керимов и основоположник кибернетики
и теории искусстенного интеллекта
Норберт Винер (Norbert Wiener)

Образование — богатейший клад, обучение — овладение им. Величие и сила страны — в образованности её людей.

Смысл юридического образования не столько в «копилке» многочисленных и разнообразных сведений и знаний, сколько в приобретении навыков критического мышления, в способности обобщения фактов правовой жизни и одновременно конкретно-практических решений соответствующих юридически значимых дел, в их строгой логичности и доказательности.

Юридическое образование преследует цель не только постичь правовые явления и процессы, но заронить в души обучающихся «священный огонь» в творческом дерзании и смелых новациях, открывающих новые горизонты правовой теории и практики.

Для достижения этой цели необходимо знание не только фундаментальных «догм» юриспруденции, но и в определенной мере владение данными иных наук, имеющих в той или иной степени отношение к решению постоянно возникающих правовых проблем. Ведь именно на «стыках» двух или нескольких наук рождаются наиболее плодотворные и перспективные идеи, теории, концепции. Уместно в этой связи напомнить, что юридическое образование в России изначально и традиционно было органически связано с целым комплексом иных отраслей знания и прежде всего с философией, социологией, этикой и психологией. Русский юрист обязан был обладать широтой взглядов, высокой культурой и нравственностью, быть энциклопедистом, знать своеобразие психологического характера своего народа, национальных обычаев, традиций развития. Эти устои должны быть реализованы и современным юридическим образованием.

Наука не может интенсивно развиваться без познания самой себя, без методологии исследования своих объектов. Именно поэтому ученые всех отраслей научного знания в настоящее время озабочены обогащением методологического арсенала своей науки. К сожалению, современная юридическая наука и юридическое образование менее всего уделяют внимание этому важнейшему направлению, без которого они обрекают себя на бесплодие, топтание на одном и том же месте в границах уже давным-давно известных положений. Этот пробел должен быть восполнен, в том числе и усилиями нового поколения правоведов.

Позволю себе выразить надежду, что всему сказанному в значительной мере будет способствовать и настоящее издание.

Февраль 2015 г.
Член-корреспондент
Российской академии наук,
доктор юридических наук, профессор Д.А. Керимов